Добро пожаловать

на сайт о подводных лодках

Важнейшие особенности развития подводных лодок после 1945 года

За время Второй мировой войны все флоты мира (включая нейтральные) потеряли около 1360 подводных лодок. Между тем, на 1 сентября 1939 года в составе флотов находилось 775 субмарин. Таким образом, сумма потерь составила 175% от предвоенной численности подводных сил.

При этом 37% лодок были потоплены противолодочной авиацией, еще 7,5% — авиацией совместно с кораблями ПЛО, а 36% — надводными кораблями. Эти суммарные 80,5% убедительно свидетельствуют о том, что победа в «соревновании» между подводными лодками и силами противолодочной обороны досталась последним.

К 1945 году тактико-технические возможности лодок традиционного типа, действовавших преимущественно в надводном положении, лишь время от времени «ныряя» в глубину, оказались полностью исчерпанными. Напротив, тактические и, особенно, технические возможности сил и средств ПЛО имели большие резервы для своего развития и совершенствования.

Самолеты палубной и береговой авиации, оснащенные радиолокаторами, вооруженные автоматическими пушками, ракетами и глубинными бомбами, образно выражаясь, «загнали» подводные лодки в морские глубины. О торпедных атаках в надводном или позиционном положении подводникам пришлось забыть навсегда. Более того, быстроходные корабли, оснащенные гидролокаторами, вооруженные многоствольными бомбометами, самонаводя-щимися и управляемыми глубинными торпедами, отняли у них возможность спокойно себя чувствовать даже под водой.

Как известно, за 64 месяца войны самые большие боевые потери понес германский подводный флот — 783 единицы (58% от общих потерь флотов мира). Поэтому именно немецкие ученые и инженеры сделали все возможное для того, чтобы вывести свои подводные силы на качественно новый уровень. В итоге, им удалось создать к концу войны знаменитые «электроботы» — подводные лодки типов XXI и XXIII, а также скоростные субмарины типа XVII с газовыми турбинами «единого хода».

Совершив этот прорыв, немцы далеко обогнали своих соперников. Этот тезис справедлив для всех аспектов подводного судостроения: общей «идеологии» проектирования субмарин, технологии секционного строительства, пропорций и гидродинамики корпусов, особенностей внутреннего устройства, приспособлений для работы дизель-моторов на перископной глубине, дизельных и электрических двигателей (малогабаритных, но при этом мощных, экономичных, высокооборотных), высокоёмких аккумуляторных батарей, бесследных самонаводящихся и скоростных проводных торпед, неконтактных магнитных взрывателей, штыревых антенн, станций радиоразведки, шифровальных машин, покрытия корпусов, поглощающего излучение гидролокаторов, а также многого другого, вплоть до формы рукояток клапанов на трубопроводах!

Не удивительно, что после 1945 года «электроботы» копировали все, кто мог, разумеется, с учетом национальной специфики и своих технических возможностей.

U-4704 «Alberich» Type XXIII

Так, американский флот провел в 1946—47 годы испытания трофейных субмарин U-2513 и U-3008 типа XXI, по результатам которых были приняты программы модернизации, известные под аббревиатурами GUPPY и FSC. Затем американцы построили по образцу трофеев серию новых лодок типа «Тапд».

Англичане досконально изучили устройство немецкой трофейной субмарины U-3017, после чего модернизировали лодки типов «Т» и «А». Далее они создали свой собственный вариант «электробота», очень хорошую лодку типа «Porpoise».

Французы в 1946 году включили в состав своего флота U-2518. Получив, благодаря ей, соответствующие знания и опыт, они модернизировали несколько субмарин довоенного типа «L’Aurore», а также построили серию лодок нового типа «Narval».

СССР в 1946 году, в рамках соглашения о разделе германского флота, получил от англичан четыре исправные лодки типа XXI. Кроме того, в 1945 году большевики захватили более двадцати недостроенных лодок этого типа на верфях в Данциге и Штеттине. Изучение конструкций и опыт эксплуатации «электроботов» позволили «красным военморам» внести существенные изменения в проект 613, а также создать свой аналог серии XXI — проект 611.

Шведы подняли в 1946 году затопленную в их территориальных водах субмарину U-3503. Детально ознакомившись с особенностями ее устройства они, во-первых, модернизировали часть находившихся в строю лодок; во-вторых, построили серию субмарин нового типа «Hajen».

Следующим революционизирующим образцом оказалась — после германских «электроботов» — экспериментальная американская субмарина «Albacore» с корпусом принципиально новой формы (его называют «каплеообраз-ным»), с одним валом и одним гребным винтом большого диаметра. Такая конструкция способствует достижению субмариной наибольшей скорости хода и маневренности в подводном положении, тогда как скорость и маневренность на поверхности моря существенно ниже, чем в глубине.

Но, как уже сказано, одна из главных особенностей субмарин, строившихся после 1950 года, заключается в том, что они из «ныряющих» лодок превратились в действительно «подводные».

Строительство субмарины «Albacore» американцы завершили в декабре 1953 года. Далее в течение 7 лет она проходила интенсивные испытания, время от времени подвергаясь перестройкам. Поначалу особенности ее конструкции наиболее заметно повлияли на проектирование атомных подводных лодок. Но позже (уже в 1970-е годы) это влияние распространилось и на субмарины с традиционной энергетикой.

Источник: Тарас А.Е. Дизельные подводные лодки 1950-2005 (Библиотека военной истории)-2006

Архивы
Посещения
Яндекс.Метрика