Добро пожаловать

на сайт о подводных лодках

Ракетное вооружение подводной лодки

Как известно, во время Второй мировой войны немцы широко применяли крылатые ракеты «Фау-1» (V-1), которые они запускали со стационарных установок по району «Большого Лондона». Кроме того, в Германии были осуществлены эксперименты и конструкторские проработки с целью реализации идеи транспортировки и запуска таких ракет с подводных лодок.

После войны американцы подхватили эту идею. Они построили несколько точных копий «Фау-1». Первый успешный запуск был произведен 15.02.1947 с подводной лодки «Cusk» (SS-348), оборудованной простейшей стартовой рампой.

Вскоре после этого на субмаринах «Cusk» и «Сагbonero» (SS-337) американские инженеры смонтировали цилиндрические ангары для крылатых ракет «Loon», явившихся улучшенным вариантом «Фау-1». Программу «Loon» закрыли в 1953, в связи с развертыванием программы «Regulus».

Общая идея осталась прежней, однако новые ракеты являлись более совершенными. Сначала субмарина «Tunny» (SS-282), а вслед за ней «ВагЬего» (SS-317) прошли переоборудование. Оно включало монтаж ангара на две ракеты, пусковой рампы, аппаратуры контроля и управления ракетами. Кормовые ТА сняли, равно как и многие вспомогательные механизмы, зато установили устройство РДП.

Программа «Regulus» оказалась вполне успешной. Согласно ей, носителями крылатых ракет данного типа стали новейшие субмарины «Grayback» (SSG-574) и «Halibut» (SSG-587). Но в 1964 закрыли

и ее, в связи с успешным развертыванием системы баллистических ракет «Polaris» на атомных подводных лодках.

В СССР, в рамках программы вооружения дизельных лодок крылатыми ракетами для поражения береговых целей (в том числе ядерными заряда-
ми), в период с 1957 по 1968 годы были построены подводные лодки проектов 644, 651 и 665.

Что касается вооружения дизельных лодок баллистическими ракетами, то эта идея получила развитие только в СССР. В качестве своего рода «эрзаца» (заменителя) атомных ракетных лодок здесь построили две серии дизельных субмарин, вооруженных МБР. Это 6 лодок проекта В-611 и 22 лодки пр. 629.

К идее вооружения субмарин крылатыми ракетами американцы вернулись в 1977 году, когда создали противокорабельную ракету «Sub-Harpoon», предназначенную для запуска через торпедные аппараты лодки, находящейся в подводном положении. Советским специалистам удалось сконструировать нечто подобное только через 14 лет. Это ракета «Гранат». Однако по своим массо-габаритным характеристикам она несопоставима с «Гарпуном». К тому же советская ракета предназначена для поражения удаленных береговых и морских целей ядерным зарядом, тогда как американская — для поражения надводных кораблей полубронебойной боевой частью. Телеведущие в таких случаях говорят: «почувствуйте разницу»!

Наконец, после многолетних стараний, разработчикам из КБ «Новатор» (Екатеринбург) удалось создать несколько образцов крылатых противокорабельных ракет типа «Club», пригодных для подводного пуска из торпедных аппаратов подводных лодок и оснащенных полубронебойной боевой частью.

В настоящее время представители российской военной промышленности настойчиво предлагают эти ракеты потенциальным иностранным покупателям, однако успешно конкурировать с американскими «Sub-Harpoon», французскими «Exocet» и германскими «Triton» они не могут. Новые ракеты по-прежнему значительно длиннее и тяжелее, чем иностранные аналоги. Так, у ПКР ЗМ-54Э1 длина 6,2 м, масса 1570 кг; у ЗМ-14Э длина такая же, масса 1780 кг; у 91РЭ2 длина 6,5 м, масса 1300 кг.

Но, как бы там ни было с конкретными образцами ракет, общая тенденция в сфере вооружения подводных лодок в мире одинакова. Их вооружают противокорабельными, противолодочными и универсальными торпедами, крылатыми противокорабельными ракетами, а также донными минам активного действия (всплывающими, самоноводящимися), пригодными для боевого применения посредством стандартных торпедных апаратов калибра 533 мм.

Архивы
Посещения
Яндекс.Метрика