Добро пожаловать

на сайт о подводных лодках

Боевые информационно-управляющие системы субмарин

К серьезным изменениям в конструкциях субмарин привело внедрение компьютерных систем, управляющих погружением — всплытием, движением в двух плоскостях, а также собирающих информацию об окружающей обстановке и управляющих системами вооружения (АСУ, АСБУ). В настоящее время они интегрируются в боевые информационно-управляющие системы (БИУС).

Одна из лучших БИУС — SINBADS (Submarine Integrated Battle and Data System), разработанная голландской фирмой «Signaal». Она с помощью центральной ЭВМ типа SMR-S осуществляет автоматическое сопровождение до пяти целей после установления с ними надежного контакта (постоянное определение пеленга в режиме шумопеленгации или периодическое измерение дистанции до цели и пеленга на нее в режиме эхолокации).

Сопоставляя данные, получаемые от разных элементов гидроакустического комплекса (и других средств освещения обстановки), эта БИУС обеспечивает классификацию и сопровождение целей, распределение их между системами оружия, а также выполняет расчеты для тактического и навигационного маневрирования, документирует процессы боевой деятельности и т.п.

Для этого используются соответствующий режим работы автоматизированного рабочего места оператора, а также автопрокладчик французской фирмы SAGEM, на который БИУС выдает команды управления.

Система имеет две консоли: основную и визуализации данных от шумопеленгаторных станций. Основная консоль оснащена тремя дисплеями: пеленгов на цели и буквенно-цифровым (у обоих размер по диагонали 17,8 см), а также 38-см дополнительным буквенно-цифровым. 41-см многофункциональный дисплей консоли широкополосной станции может работать в двух режимах: секторного (кругового) обзора (данные от РЛС и ГАК представляются в режиме эхолокации) и развертки «пеленг-время» (для режима шумопеленгования ГАК и комплекса радиотехнической разведки.

ЭВМ системы обеспечивает контроль за действием оружия и выполнением тактических маневров субмарины на основе типовых программ. При этом осуществляется непрерывное определение параметров цели и ее маневров с фиксированием их в памяти ЭВМ, а также выдача через каждую минуту необходимой информации.

В режиме управления торпедным оружием SINBADS выполняет четыре основные функции:

  1. выбирает торпедные аппараты и осуществляет предпусковую подготовку торпед;
  2. непрерывно указывает упрежденные точки прицеливания (для телеуправляемых торпед — до момента попадания, для прямо-ходных — до момента выстрела из ТА);
  3. готовит установки для торпед;
  4. осуществляет их телеуправление (сопровождение).

Возможности БИУС позволяют использовать ее на лодках, оснащенных восемью торпедными аппаратами. Одновременно SINBADS готовит к стрельбе до трех торпед и управляет обстрелом одной — трех целей из пяти сопровождаемых.

Российская БИУС МВУ-110 «Мурена» обеспечивает:

а) обработку информации об окружающей обстановке, поступающей от средств наблюдения, и отображение ее на экране;

б) определение элементов движения целей и решение задач стрельбы по подводным и надводным целям;

в) выдачу данных для выхода в атаку;

г) автоматизированное управление стрельбой;

д) выработку рекомендаций командиру для выполнения маневрирования и боевого использования оружия, а также решения навигационных задач;

е) обеспечивает посредством телеуправления внесение поправок в связи с маневрами цели и точное наведение торпед по проводам на цель.

Общекорабельная система управления включает: пульт управления маневрированием лодки (контролируются курс, глубина погружения, водоизмещение, частота вращения вала); пульт глубины и безопасности (управление погружением, всплытием, ходом в режиме РДП; контроль целостности корпуса и откачки трюмной воды); пульт управления движением (управление и контроль ЭУ и АБ).

Современный электронный комплекс навигационных средств обычно включает в свой состав:

а) курсоуказатели, лаги, эхолоты, автопрокладчики;

б) инерциальную систему навигации с гироскопом;

в) радионавигационные системы, в т.ч. радиопеленгатор;

г) спутниковую систему типа GPS для определения места.

Такой комплекс обеспечивает непрерывную прокладку курса, выдает координаты места и скорости. Благодаря навигационному комплексу, лодка может идти по проложенному курсу в автоматическом режиме управления (подобно автопилоту в авиации). Кроме того, он с необходимой точностью определяет местонахождение лодки, предельно точно решает задачи для применения торпедного и ракетного оружия.

Архивы
Посещения
Яндекс.Метрика