Добро пожаловать

на сайт о подводных лодках

Дизель-электрические подводные лодки

Во второй половине 1950-х годов многим специалистам показалось, что время дальнейшего существования подводных лодок с дизель-электрическими энергетическими установками уже сочтено: скоро их вытеснят атомные субмарины. Если не на всех флотах, то на многих. Атомные лодки планировали тогда строить Италия и Нидерланды, Индия и Бразилия, Испания и Япония.

Но, как это уже бывало много раз в истории техники, в том числе военной — слухи о скорой кончине оказались только слухами. В настоящее время дизель-электрические подводные лодки входят в состав флотов 40 стран мира. Свои позиции в обозримом будущем они вряд ли кому-нибудь уступят.

Так, лодки с ядерными источниками энергии и раньше были очень дорогими, а ныне их стоимость достигла безумных величин. Что касается двигателей внутреннего сгорания, работающих без подачи атмосферного воздуха, то они быстро совершенствуются, но все же, если и вытеснят дизели с подводных лодок, то в самом лучшем случае не раньше, чем к 2020 году.

Наибольшее число дизель-электрических лодок имеют флоты России (около 40 единиц), Китая (в строю около 30 единиц), Японии (18), Германии (15—16), Индии (14—15), Турции (12), Италии и Швеции (по 10). Остальные государства располагают менее внушительными силами: от одной лодки до девяти, но в основном 4—6.

Среди экспортеров такого рода продукции ведущие позиции занимают Германия, Россия, а также франко-испанский консорциум. Характерная деталь: сейчас многие страны ведут строительство лодок на своих верфях, хотя бы на уровне сборки из готовых деталей: так дешевле, к тому же приобретается ценный опыт высокотехнологичного производства. Это относится к Турции и Греции, Бразилии и Аргентине, Индии и Пакистану, Южной Корее и Австралии. Кроме того, Швеция, Дания и Норвегия совместно строят новые лодки типа «Viking», а Испания с Францией — типа «Scorpene».

На всех дизель-электрических лодках, построенных после 1960 года, энергетическая установка выполнена по принципу полного электродвижения: высокооборотные дизель-генераторы обеспечивают зарядку аккумуляторной батареи, электропитание гребного электродвигателя, а также питание обще-корабельных потребителей.

Использование высооборотных дизель-генераторов вместо низкооборотных дизелей, работающих непосредственно на гребные винты, позволило уменьшить массу и упростить управление энергетической установкой. Обычно говорят и пишут, что такая-то субмарина плавает под водой и на поверхности «по схеме полного электродвижения». Это значит, что ее гребной вал приводится в действие электромотором.

Современные гребные винты отличаются большим диаметром (от 4,5 до 7 метров), имеют саблевидные лопасти с изогнутыми окончаниями и являются низкоборотными. Все это делается в целях снижения шумности и повышения коэффициента полезного действия.

Кроме гребных винтов, на некоторых субмаринах в качестве движителей применяются водометы. У них движущую силу создает не гребной винт, а струя забортной воды. Водяной поток, попадая в профилирующую трубу (водовод), ускоряется в ней лопастным механизмом, а затем выбрасывается. Но водометные движители, помимо несомненных достоинств, не лишены и ряда недостатков. Пока что они не получили большого распространения в подводном судостроении.

Архивы
Посещения
Яндекс.Метрика